Санкт-Петербург перед саммитом "Большой восьмерки" и после него
Я крайне редко беру интервью - разве что у тех, кто занимает посты глав государств или правительств. Исключение - люди, вне зависимости от поста и должности, которые вызывают у меня сильный, гораздо выше нормы, интерес, причем не столько личный, сколько общественный и политический.
Мне нравится Валентина Матвиенко как политик. Тот, кто хоть изредка бывает в Петербурге, не мог не заметить, как сильно и в лучшую сторону начал меняться город после того, как Валентина Ивановна стала его губернатором. В общем-то она успешно работала и в правительстве, но там ее административная и политическая эффективность не проявлялись столь ярко, во всяком случае внешне.
Кроме того, даже спустившись с федерального уровня на региональный (правда, в Северную столицу), Валентина Матвиенко осталась политиком общенационального масштаба и не потерялась среди своих коллег-мужчин.
Именно поэтому я сам полетел в Питер, чтобы задать вопросы единственной в России женщине, возглавляющей субъект Федерации.
Возникшая в конце нашего разговора тема гипотетических претензий Валентины Матвиенко на президентский пост, как и самый последний вопрос интервью - исключительно моя инициатива. И возникла эта тема именно потому, что (предварю свою ремарку в соответствующем месте интервью) я действительно вижу в Валентине Матвиенко одного из тех немногих русских политиков, которые по совокупности своих качеств имеют право (и даже обязаны) претендовать на высший государственный пост в России после того, как Владимир Путин сложит свои президентские полномочия.
- Валентина Ивановна, мы с вами встречаемся между прошедшим Санкт-Петербургским экономическим форумом и грядущим саммитом "Большой восьмерки". Насколько эти грандиозные мероприятия оставляют вам время для занятий делами города?
- Проведение и форума, и саммита - события очень важные для города, они позволяют продемонстрировать его потенциал. Поэтому я не отделяю такие крупные мероприятия от дел города. Безусловно, они требуют отдельных усилий, но это сказывается лишь на уплотнении графика, чтобы никак не пострадала текущая жизнь. И потом, у нас хорошо выстроена команда, каждый занимается своим делом, что позволяет губернатору концентрироваться на стратегических вопросах.
- Нам никак не удастся обойти предстоящий саммит. Какие петербургские изюминки вы приготовили для участников встречи?
- Легковесные люди считают, что реализуемые в городе программы дорожного строительства и обновления фасадов, как, впрочем, и многое другое, приурочены специально к саммиту. Все это наша плановая работа. Например, реконструкцию Московского проспекта мы запланировали еще в 2004 году, пришло время - мы ее осуществляем. Другое дело, мы бы ее закончили к 1 сентября, но, учитывая саммит, мы несколько сжали график. Напротив стрелки Васильевского острова мы открываем самый крупный в мире фонтан, он очень сложен по конструкции и технологии - в него входят лазерное и музыкальное шоу. Сейчас идет работа по его налаживанию, к саммиту у нас будет новая достопримечательность, которая безусловно заинтересует гостей. Так что у нас идет нормальная плановая работа, ничем удивить вас не могу.
Содержанием саммита занимаются администрация президента и Министерство иностранных дел, наша задача - обеспечить гостеприимную встречу участников и минимизировать ущерб нормальному ритму жизнедеятельности города. Такую задачу поставил президент. Саммит будет проходить в закрытом месте в пригороде, хорошо, что такая инфраструктура создана. Это позволит обеспечить нормальную жизнь исторической части города. Мы людям все это разъясняем, поскольку всякого рода страшилок распустили очень много.
Мы будем также содействовать социальному форуму, который будет проходить параллельно с саммитом. В нем участвуют неправительственные, общественные, антиглобалистские организации. Они обратились к нам, мы сочли возможным не только не отказать, но оказать содействие в организации их конструктивной работы.
- Речь идет о спокойных антиглобалистах?
- Там очень разные организации, сказать, кто из них спокойный, а кто нет, пока очень трудно. Мы считаем своей задачей создание нормальных условий для их работы. Сейчас мы находимся в режиме диалога.
- Давайте перейдем к проблемам руководимого вами города. Прежде всего я хотел бы спросить: какие три-четыре проблемы вы сами можете выделить как самые острые?
- Я бы выделила стратегические проблемы развития города и текущие неотложные задачи, которые накапливались десятилетиями. Если говорить о стратегии, то мы приняли план социального и экономического развития города, в котором обозначили главные векторы развития Петербурга. Были разные подходы: Петербург - культурная столица; Петербург - столица туризма; Петербург - столица образования и науки; Петербург - столица инноваций и т.д. Но такой крупный город не может иметь одновекторного развития, поэтому мы строим политику таким образом, чтобы весь потенциал города был задействован в интересах горожан. В сфере промышленности определен путь перехода на инновационное развитие, создание новых производств высокотехнологичной продукции. Мы победили в конкурсе на создание технико-внедренческой свободной экономической зоны, где сможем реализовать инновационный потенциал Петербурга. Мы заложили парк IT-технологий, более десяти предприятий уже ввели в строй. Был сделан акцент на привлечение отечественных и зарубежных инвестиций, без этого говорить о развитии научного и промышленного потенциала города невозможно.
У нас, как вы знаете, строятся новые автомобильные заводы, что повлекло за собой приход компаний по производству автозапчастей. Все это позволит загрузить и наши промышленные предприятия. Мы прекрасно понимаем, что военно-промышленный комплекс имеет определенные ограничения в выпуске продукции. Нам необходимо замещать выбывающие производства новыми.
Я приведу две цифры: объем продаж всей судостроительной промышленности Санкт-Петербурга составляет 25 миллиардов рублей в год, а после ввода трех автомобилестроительных заводов объем их продаж составит 40 миллиардов рублей. Это пример, демонстрирующий масштабы нашей работы.
Самая главная сегодня проблема в городе, которая уже сдерживает развитие его экономики, - это энергетика. С 1980-х годов ее развитие было остановлено, за это время компания "Ленэнерго" ввела в строй всего два новых объекта. Это привело к износу оборудования на многих подстанциях, самым молодым из них сорок-пятьдесят лет. Если в ближайшие годы не будет сделано кардинальных шагов в этой сфере (а это требует больших инвестиций), то ситуация может перейти в кризисную фазу. Поэтому мы готовим соглашение с РАО "ЕЭС", по поручению президента все должно быть согласовано до 1 августа. Будет разработана программа развития энергетического комплекса Санкт-Петербурга, определены источники финансирования. Город будет участвовать в финансировании этой программы, но мы рассчитываем и на привлечение средств РАО "ЕЭС", участие федерального Центра и инвесторов. Для меня, как для губернатора, это задача номер один.
- Насколько я знаю, по этому вопросу было совещание у президента. Насколько эффективным оно оказалось?
- Я объективно описала катастрофическую ситуацию в энергетическом комплексе Санкт-Петербурга. Президент дал соответствующие поручения.
В ходе приватизации была допущена большая ошибка: были приватизированы кабельные и тепловые сети. Это противоречит здравому смыслу, поскольку эти сети всегда относились к ответственности городских и региональных властей. Сегодня объем вложений в ремонт сетей незначителен, поэтому каждую зиму мы с большим напряжением проходим зимний максимум. Город готов взять на себя эту ответственность, но мы должны иметь возможность распоряжаться этими сетями. Мы подготовили меморандум с РАО "ЕЭС", будем выходить на то, чтобы город обладал контрольным пакетом акций сетевых компаний.
- Включаете ли вы в число важнейших демографическую проблему? Ведь как и в стране в целом, в Петербурге население уменьшается.
- Проблема, обозначенная в послании президента Федеральному собранию, чрезвычайно актуальна и для Петербурга. У нас идет работа в этом направлении. Скажем, мы добились самой низкой младенческой смертности по стране. У нас действует очень хороший закон о поддержке семей, имеющих детей. В рамках бюджета следующего года мы будем выделять дополнительные ресурсы на поддержку этих семей, с тем чтобы стимулировать рождаемость. У нас действует программа для молодежи "Доступное жилье", задействован еще ряд мер, направленных на увеличение рождаемости. В то же время понятно, что без привлечения рабочей силы в рамках цивилизованной миграционной политики Петербург существовать не сможет. Это параллельные процессы, которые должны развиваться синхронно.
- В последнее время вы прославились тем, что привели в город крупные автомобильные фирмы, а до того как губернатор имели такой административный ресурс, который многим даже и не снился, поскольку вы работали в федеральном правительстве. Каковы технологии вашей административной работы?
- Я использую все возможности, чтобы привлечь максимальные ресурсы в город. Это тяжелая, кропотливая работа, это изменение правил игры, это эффективное использование городского имущества и т.д. Без увеличения доходной части бюджета мы бы просто прозябали, а проблемы копились десятилетиями. Никто не прикажет частной компании идти в определенный регион, поэтому необходима точечная работа: изучение интересов компании, предложение того, что город может для нее сделать, и т.д. Я занимаюсь этим сама и никому этого не перепоручаю. Важен личный ресурс доверия и умение соблюдать взятые на себя обязательства.
- Вы непосредственно работаете и с иностранными, и с российскими компаниями?
- В первую очередь с российскими, которые пришли со своим бизнесом в Петербург. Что нужно зарубежным компаниям? Четкие и понятные правила игры, минимизация бюрократических процедур, строгое выполнение обязательств, взятых на себя городом. Представители одной крупной инвестиционной компании, которая пришла в город, на стадии переговоров меня спрашивали: "Госпожа губернатор, вы будете работать в ближайшие четыре года?" Очень важен элемент личного контакта и доверия.
Естественно, проработав пять лет в правительстве, я понимаю механизмы принятия решений. Естественно, у меня остались дружеские отношения и деловые контакты практически со всеми нынешними членами правительства. Но я никогда этим не злоупотребляю. Зная, где именно должно приниматься решение, я не погнушаюсь позвонить рядовому сотруднику аппарата правительства, который готовит тот или иной документ, высказать свою позицию и т.д. Это нормальный процесс сопровождения принятия решения. Но твердо могу сказать, что я не обеспечиваю для Петербурга неких эксклюзивных решений. Никаких дополнительных финансовых ресурсов ни министр финансов, ни министр экономического развития Петербургу никогда не давали и не дают. Да, федеральный бюджет выделяет средства на строительство кольцевой автодороги. Но это же нонсенс, что мегаполис, в котором сосредоточено более семи тысяч памятников архитектуры и культуры мирового значения, не имеет возможности разгрузить от транспорта центр города! Здесь естественна федеральная ответственность.
- Следующий вопрос интересует меня прежде всего как москвича. В Москве существует режим личной власти мэра, Мосгордума фактически действует как один из департаментов мэрии. Питерское Законодательное собрание в былые годы отличалось фрондой по отношению к губернаторам. У вас сейчас в Питере авторитарный режим, демократический или их смесь? И вообще, возможна ли демократическая система управления в таких больших городах, как Москва или Петербург?
- Безусловно, возможна. Мы живем в стране, которая строит демократическое государство. Никакого исключения ни для Москвы, ни для Петербурга не предусмотрено. Конечно же на любом уровне власти очень важен личностный фактор. Но не надо путать авторитет и авторитарность. Что раньше происходило у нас в городе? Законодательное собрание воевало со Смольным, это был стиль управления. Война всех со всеми была крайне деструктивна для города. Своей главной задачей я считала достижение конструктивных отношений между всеми ветвями власти и руководителями любого уровня. Я приучила всех коллег к тому, что мы обязаны уважительно относиться к городскому парламенту. Мы не согласны - мы друг другу доказываем, а не воюем. Как только стало возникать общее понимание задач развития города, ситуация стала налаживаться. Это не значит, что у нас тут рай. Идут жесточайшие дискуссии, но когда мы договариваемся, начинаем действовать согласованно. Но это не значит, что Законодательное собрание выполняет команды Смольного. Встретьтесь с депутатами - они вам подтвердят.
- Когда я разговариваю с разными губернаторами, всегда происходит одно и то же: пока я не упомяну одно всем известное слово, они его не произносят. Вы, говоря о городском Законодательном собрании, его тоже не произнесли. А слово это - партия. Существуют в Петербурге значимые отделения федеральных партий? Нужны ли они? Если вчера они были, а сегодня бы вдруг исчезли - вы это заметите?
- Вряд ли России нужно изобретать другую систему по сравнению с той, которая показала себя во многих странах с устоявшейся демократией. Сказать, что партии не нужны, было бы абсолютно неправильно. Другое дело, что мы еще мало прожили после жесткой однопартийной диктаторской системы - прошло менее двадцати лет. Почему не получается партийное строительство? Люди у нас считают, что они ни на что не могут повлиять, их все равно никто не услышит. Пока не появится настоящая политическая активность в народной среде, партии будут создаваться под определенных руководителей. Существенный момент - низкое доверие к власти, сейчас только дело начинает выправляться. Не надо драматизировать ситуацию, мы все равно придем к цивилизованной многопартийной системе. Полагаю, что тезис "чем больше партий, тем больше демократии" ошибочен. В конечном итоге, по-моему, сформируется порядка трех партий, которые сумеют охватить разные слои населения.
- В вашем сознании как губернатора присутствует сегодняшний партийный фактор: это некие значимые политические силы, с лидерами которых нужно встречаться?
- Присутствует. Выборы показывают, что наши горожане разделены по приверженности к тем или иным партиям. Я регулярно встречаюсь со всеми фракциями, существующими в городском парламенте. Задает тон фракция "Единой России", она представляет большинство.
- Хочу перейти к общеполитическим проблемам. Я поддерживаю систему фактического назначения губернаторов, легитимированного потом голосованием местного Законодательного собрания. Но совершенно не понимаю, почему не установлен срок пребывания губернатора в должности. У нас есть люди, возглавляющие регионы еще со времен советской власти. За какой период даже самый успешный региональный начальник, на ваш взгляд, надоедает населению?
- Я считаю, что должно быть ограничение пребывания губернатора в должности: не более двух сроков. Это мое убеждение. Когда подойдет окончание моего первого срока, я обязательно найду форму, в которой узнаю мнение петербуржцев о моей деятельности и возможности продления моих полномочий на второй срок. Если я почувствую поддержку, я напишу заявление. Но твердо могу сказать: только два срока - не более того.
- Коль скоро вы в этом убеждены, у вас должна возникать мысль о преемнике. Вы уже готовите его кандидатуру? И о вашей команде. Вы могли бы привести основные характеристики людей, которые вас замещают на основных направлениях?
- Я считаю большим нашим достижением именно создание команды. Два с половиной года мы прошли практически без потерь. Каковы были мои принципы при наборе команды? Я хотела набрать либеральных молодых людей, которые прошли бизнес, а значит, уже заработали, поэтому пойдут в Смольный не с прицелом на воровство. Все министры нашего правительства - молодые люди в возрасте от тридцати до сорока лет. Они оказались очень эффективными. Второй принцип - человек должен быть профессионалом. Среди вице-губернаторов есть и молодые, и люди постарше - тут нужен опыт, знание города, политические навыки.
Что касается преемника. В работу губернатора я вкладываю всю себя, наши перспективные планы достигают 2015 года, конечно, мне бы не хотелось, чтобы это было похоронено. Я хочу, чтобы пришел вменяемый человек, петербуржец, представитель нашей команды. Я думаю об этом. В нынешней команде есть три-четыре человека, кандидатуры которых можно будет рассматривать в качестве преемника. Не со стороны, а именно из нашей команды, которая сейчас находится в "мясорубке".
- А ваша команда может работать на федеральном уровне?
- Отдельные ее члены могут, но пока не все. Мы еще мало поработали. Подождите несколько лет - мы начнем поставлять кадры на вырост.
- Что за прошедшие два с половиной года не получилось или провалилось?
- Честно скажу: я не жалею ни об одном принятом решении. Мы начали реформы ЖКХ и городского транспорта. Мы полностью поменяли систему оплаты труда бюджетников, этого в России нет больше нигде. Мы отказались от единой тарифной сетки и ввели дифференцированную систему оплаты труда - каждому по заслугам. Когда я пришла, в городе не хватало четырех с половиной тысяч учителей, сегодня - менее трехсот. Аналогичные процессы идут в здравоохранении. Чем я не удовлетворена - это предварительные результаты жилищной реформы. Мне хотелось бы, чтобы она продвигалась быстрее.
Самая большая проблема состоит в следующем: экономика активно пошла в рынок, а сфера управления городским хозяйством осталась советской, она не соответствует рыночным преобразованиям. Мы, может быть, первые, кто начал системно реформировать ЖКХ, транспорт, другие сферы городского хозяйства. Это болезненно, но мы от этой линии не откажемся.
- Получается, что по многим статьям вы опережаете другие регионы, и даже федеральное законодательство. Кто является инициатором этого опережения? Вы после работы в правительстве сумели увидеть региональные проблемы по-новому?
- Все дело в команде. Я ставлю задачу - компетентные специалисты ее реализуют. Пример - зарплата учителя. Она составляла полторы тысячи рублей, была еще губернаторская надбавка. Придет добрый губернатор - сохранит ее, придет плохой - ликвидирует. Мы изменили эту ситуацию. Важно понимать, что именно мы хотим сделать. Все важнейшие вопросы обсуждаются коллегиально, но последнее слово за мной как за губернатором.
- Понятно, что вам приходится посещать США и Японию с целью привлечения инвесторов, а по России вы ездите, чтобы заманить наших инвесторов или чему-то научиться в других регионах? И приезжает ли к вам за опытом кто-либо из ваших коллег?
- Когда я была вице-премьером правительства, я объехала практически все субъекты Российской Федерации, а потому представляю, что происходит во многих регионах. Там есть интересный опыт, мы его используем. Сегодня необязательно ездить, информационное поле позволяет нам быть в курсе дел других регионов и применять их достижения в своей работе. Некоторые губернаторы запросили у меня закон о поддержке семей с детьми, я разослала его. У нас есть соглашения со многими регионами, мои коллеги туда ездят. Полезен не только зарубежный опыт, интересное происходит и рядом с нами.
- Об архитектурном облике Петербурга. Вас много критикуют за политику в этой сфере, что вы можете ответить на эту критику?
- Кто бы что ни говорил, Петербург сохранил свой исторический облик. Были и есть потери, но это факт. Проблема заключается в том, что памятников архитектуры в собственности города не так много. В основном это памятники федерального значения, они находятся в сфере ответственности федерального Центра. Многие здания, имеющие неприглядный вид, находятся не в нашем ведении. Чтобы восстановить все исторические здания, необходимы колоссальные деньги. Где их взять? Но это не означает, что надо спокойно смотреть, как памятники превращаются в прах. Мы ищем механизмы их сохранения. Причем борьба идет даже за отдельные детали, если здание в целом уберечь уже невозможно. В этой части я претензий не принимаю.
Мы реализуем программу "Фасады Петербурга" - почему? Кровли, фундаменты и фасады - это то, на что есть средства у города. Если не будет течь кровля, будет укреплен фундамент и будет сохранен фасад, это продлевает жизнь здания. Реставрация внутри возможна лишь по мере появления ресурсов. Здесь важны приоритеты: мы считаем важным сохранить здание в первозданном виде, для этого необходимы работы по его укреплению. Дилетантская критика уже надоела! Никто не хочет заглянуть в федеральный бюджет и посмотреть, выделяются ли Петербургу деньги на реставрацию уникальных зданий! Ноль целых ноль десятых процента!
- Еще одна проблема, вызывающая критику, - проблема преступности.
- Если говорить об уровне преступности в Петербурге в сравнении с показателями по России, то она у нас несколько ниже, чем в других регионах. Но это не снимает проблемы. Количество убийств сокращается, улучшилась раскрываемость преступлений, но с кражами и воровством пока справиться не можем. Я не могу обвинить в этом исключительно правоохранительные органы. Здесь нужны системные меры на уровне государства. Я неоднократно высказывала свои предложения на этот счет, сейчас повторяться не хочу.
- Многие считают (склоняюсь к этой точке зрения и я), что классический интеллигентный петербуржец испарился, население города поменялось - стало более вульгарным. Вы это ощущаете или во мне работает московский стереотип, возникший по понятным причинам?
- Я была бы неискренней, если бы сказала: нет, у нас все хорошо. Конечно, с послевоенных лет, когда развернулось мощное промышленное строительство, происходил мощный приток приезжих, что не могло не сказаться на общем составе населения. Но хотите верьте - хотите нет, особая петербургская аура, неповторимая традиция никуда не исчезли.
- И последнее. Вы входите в негласный список возможных преемников президента, можете ли вы что-либо сказать на этот счет?
- Меня эта тема очень веселит. Должность губернатора я рассматриваю как пик своей карьеры. Это тяжелая, неблагодарная, но невероятно интересная работа. Я отношусь к ней как к миссии! Передо мной стоит определенное количество целей, для меня ничего важнее не существует.
Мои амбиции полностью удовлетворены, поверьте мне. Я не считаю возможным рассматривать вероятность моего президентства. Я не могу даже представить себя в этом качестве!
- Необходимый набор качеств для этого у вас как раз есть. Это я вам говорю как журналист, занимающийся политической аналитикой.
- Тем не менее я такую вероятность исключаю абсолютно!
- В заключение хочу подарить вам свою книгу о Путине. Вы, наверное, знаете мою позицию: я стою за предоставление ему права на третий - и последний - срок президентский специальным конституционным актом, а затем на референдуме...
- На мой взгляд, третий срок Владимира Путина для страны принципиально важен. Во-первых, нужно завершить начатое, а во-вторых, сделать важнейшие процессы необратимыми. После этого будет не так важно, кто станет президентом: он уже не сможет повернуть развитие страны вспять. По поводу двух сроков губернатора моя позиция определенна, а вот что касается президента такой огромной страны, его смена на данном этапе внесет дестабилизацию. Обязательно нужен еще один срок, дальше за Россию можно быть спокойным.